Страничка учителя-дефектолога

Особенности организации деятельности ПКПП в учреждении дошкольного образования

ПКПП – это одна из форм организации коррекционно-педагогической помощи детям.  Роль и значение пункта коррекционно-педагогической помощи возрастает из года в год, так как количество детей с нарушениями речи возрастает.

Учитель-дефектолог пункта совместно с родителями помогает ребятам подготовиться к обучению в школе, ведь формирование правильной, грамотной речи является важным звеном в подготовке детей к самостоятельной жизни и их социализации в обществе.

Деятельность ПКПП регламентирована Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. №131  «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» и рядом других нормативных документов.

Цели и задачи пункта коррекционно-педагогической помощи

Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является организация и оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программы дошкольного образования.

Задачами пункта являются:

*изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;

*формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного образования;

*формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи

*фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия)

*фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);

*нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);

*нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).

*Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.

*Нерезко  выраженное  общее  недоразвитие  речи  и  фонетико-фонематическое  недоразвитие  речи диагностируются,  начиная  со старшего  дошкольного  возраста.  Их  наличие,  как  и  наличие обусловленных  ими  нарушений  чтения  и  письма  у  обучающихся, препятствует  успешному  освоению  образовательной  программы дошкольного  или  образовательных  программ  общего  среднего образования и является основным показанием для зачисления в ПКПП.

Зачисление детей в ПКПП для занятий с учителем-дефектологом осуществляется на основании следующих документов:

*заявления законного представителя обучающегося;

*заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР).

Процесс обучения в пункте коррекционно-педагогической помощи:

Учителем-дефектологом  проводятся  коррекционные  занятия индивидуально,  с  группой  или  подгруппой  обучающихся  с  ОПФР.

 Обследование  и  распределение  по  группам,  подгруппам обучающихся  с  ОПФР,  зачисленных  на  занятия  в  ПКПП,  проводится учителем-дефектологом  ПКПП  в  период  с  1  по  15  сентября  текущего учебного года.

 Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.

 Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.

 Дети в ПКПП получают коррекционно-педагогическую помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы.

Периодичность посещения занятий детьми в ПКПП определяется учителем-дефектологом с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка, характера имеющегося нарушения.

Занятия  по  оказанию  коррекционно-педагогической  помощи проводятся  в  отдельном  кабинете,  в  котором  создается  адаптивное образовательное пространство с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. 

Выпуск детей из пункта проводится на протяжении учебного года на основании списка детей, которые исправили нарушения развития, утвержденного директором государственного ЦКРОиР, после исправления (компенсации) нарушений развития и (или) заключения ЦКРОиР.

Положительный результат определяет совместная работа учителя-дефектолога, родителей и ребенка. Родители становятся полноправными участниками коррекционно-развивающего процесса. Ребенок получает коррекционную помощь не каждый день, а лишь 2-3 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит в том числе и от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении нарушения речи.                                     

Подготовила учитель-дефектолог:     Бойко Н.А.

Информационные источники:

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. №131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи».

Методические рекомендации «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи». Мн., 2012

свернуть

Консультация "Возрастные нормы речевого развития детей дошкольного возраста"

При нормальном развитии ребенка речь активно начинает развиваться примерно к 2-3 годам в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. При благоприятных условиях активный словарь увеличивается достаточно быстро. Словарь трёхлетки составляет около 1000 слов. Дети правильно называют предметы и явления, активно используют в речи синонимы, антонимы, прилагательные и глаголы. Одновременно с этим дети овладевают навыками образования новых родственных слов: от существительных они свободно образуют прилагательные, существительные с различными префиксами и суффиксами.

К четырём годам дети начинают замечать неправильное звукопроизношение в собственной речи, различают слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук-лук). Запас слов до 2000. Также к 4 годам ребенок может пересказать знакомую сказку близко к тексту, побуждает взрослых играть  с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки.

К пяти годам дети, как правило, овладевают всеми склонениями существительных. Начиная с 3-4 лет, дети правильно употребляют все простые предлоги и активно используют их в связной речи. Чуть позже они полностью усваивают правила согласования существительных с прилагательными и с числительными в именительном падеже.

В возрасте 4 лет дети должны правильно произносить все гласные. Допускается некоторое смягчение речи. Звуки «с», «з», «ш», «ж» могут произноситься нечетко, заменяться другими звуками или пропускаться. Звуки «ц» и «ч» могут заменяться на звуки «ть» или «сь».

К 5 годам смягчение речи, как правило, исчезает, шипящие и свистящие ребенок произносит правильно. Произношение звуков «л», «р» и «рь» может быть еще не сформировано.

В 6 лет ребенок должен правильно произносить звонкие, глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие звуки. До 6-7 лет допускается замена самого сложного звука «р» более простым или его отсутствие в речи.

К 7 годам при отсутствии органических нарушений нервной системы и при правильном речевом окружении ребенок должен произносить все звуки родного языка и правильно использовать все грамматические формы.

Подготовил:Бойко Н.А., учитель-дефектолог

свернуть

Консультация "Дети и гаджеты"

В наше время гаджеты так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер, планшет, смартфон - такие же привычные вещи, как и автомобили и электрическое освещение. Однако родителей очень волнует влияние гаджетов на развитие их детей. Безопасен ли он? Этим опасениям есть основания, и не только потому что это электромагнитное излучение. Самый большой вред любого гаджета в том же, в чем и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Вред гаджеты приносят в том случае, когда дети (да и многие взрослые) не соблюдают правила, чтобы не испортить зрение, не искривить позвоночник, не обрести ожирение и зависимость от гаджета, и как следствие, дефициты в развитии, особенно если мы говорим о ребёнке.

Вот некоторые законы развития мозга, которые смартфоны, планшеты, компьютеры и телевизоры нарушают.

  1. Дошкольник должен познавать мир всем телом. И только к школе должна появиться продолжительная статичность (что, кстати говоря, мозгу тоже не нравится). Ребёнок, поглощенный смартфоном, планшетом, двигаться перестает совсем.
  2. При работе с гаджетом мозг посылает колоссальный объем сигналов к мышцам: беги от монстра, прыгай с ребятами на экране, полетай с драконом и т.д. Ребёнок всем мозгом участвует во всём, что происходит на экране. А тело всё так же обездвижено. Нарушается целостная гармоничная связь мозга с телом. Появляются мышечные напряжения (а они очень сильно нарушают здоровое функционирование мозга).
  3. Перегружается нервная система, т.к. электромагнитное излучение от современных гаджетов оказывает негативное влияние на центральную нервную систему, причём наиболее уязвим именно детский организм. Дети, регулярно использующие гаджеты, отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта. В жизни кадры перед глазами не сменяют друг друга так быстро, мозг имеет возможность перезагружаться. Детская нервная система не готова к поглощению такого потока информации без возможности отдохнуть.
  4. Не формируется фонематический слух. Плоский звук нарушает процесс переработки аудиальной информации.
  5. Ослабевают глазодвигательные мышцы, т.к. в норме ребёнок для получения визуальной информации прослеживает глазами горизонтальные и вертикальные линии, чего не происходит с ребенком, увлечённым гаджетом. А глазодвигательные мышцы активизируют зоны мозга, отвечающие за концентрацию внимания и активность мозга.

А что происходит с ребёнком в психологическом плане?

  • Ребёнок приобретает форму пассивного отношения к миру, ведь для получения развлечения, удовольствия и даже информации не нужно делать ничего.
  • Истерики вследствие перегруза нервной системы.
  • Эмоциональное напряжение. Мышечные зажимы обязательно переходят в эмоциональное напряжение, отсюда агрессивное поведение, чрезмерная замкнутость, неврозы.
  • Нарушается здоровая коммуникация.

Остановимся на том, каково отрицательное влияние гаджетов на речевое развитие ребенка.

Раннее начало взаимодействия с гаджетами вызывает задержку речевого развития. Некоторые родители ошибочно полагают, что при помощи смартфона, компьютера, планшета ребёнок сможет развиваться самостоятельно, ведь доступно такое обилие мультфильмов и игр, которые презентуются как развивающие. Действительно, гаджеты могут нести развивающую функцию, однако следует учесть, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, смартфона или планшета, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов.

Доказано, что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь. Даже самые лучшие видеоролики или компьютерные игры не могут заменить общения родителей со своими детьми.

Еще раз подчеркнем: только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности ребёнка способны обеспечить нормальное речевое развитие. Для развития мышления нужна речь, для развития речи нужен диалог, а не экран.

Психика ребёнка устроена таким образом, что получая информацию (в том числе из гаджета), ему обязательно нужно ею с кем-то поделиться, обсудить увиденное и услышанное. И если нет такой возможности, дети становятся молчунами. А как следствие, страдает внутренняя речь, в которой формируется всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Они теряют способность и желание чем-то себя занять. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их мало что интересует и увлекает. Безусловно, невозможно совсем оградить наших детей от гаджетов, но мы, взрослые, можем минимизировать вред и показать ребенку, как применять гаджет с пользой, при этом учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, а также соблюдая меру.

Сколько времени ребенок может провести за гаджетом, чтобы это было безопасно? До трёх лет не рекомендуется давать детям гаджеты. В 3-5 лет рекомендованное общее экранное время не должно превышать 20 минут в день (суммарно). В 5-7 лет общее экранное время может составлять до 30 минут в день. С 5 лет экранное время можно объединять и разрешать ребенку вместо ежедневных 30 минут раз в неделю посмотреть мультфильм продолжительностью до полутора часов. Важно отметить, что необходимо с вниманием отнестись, что именно смотреть, а лучше смотреть вместе. Также обращаем внимание на то, не нарушена ли социализация, достаточно ли двигается ребенок, умеет ли самостоятельно играть (не в гаджет), т.к. в противном случае от использования любых гаджетов придётся отказаться, а также необходимо получить консультацию специалиста, чтобы выяснить, гармонично ли развивается ребёнок, чтобы в случае необходимости как можно быстрее восполнить дефициты в развитии.

Конечно, бывают ситуации, когда жизненно необходимо, чтобы ребенок не мешал, однако старайтесь не злоупотреблять гаджетами в этих целях, обучайте ребенка и другим интересным занятиям, показывайте личный пример. Ежедневно находите время, которое вы можете посвятить только ребенку, не отвлекаясь на телефон, телевизор, работу. Читайте книги вместе, готовьте вместе еду, делайте совместные велопрогулки, гуляйте по новому маршруту, обсуждайте увиденное.

Успехов!

свернуть

Советы дефектолога

СОВЕТЫ ДЕФЕКТОЛОГА

 НАЧНЕМ С ВАС:  

   Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Сопровождайте свои действия словами.

ГОВОРИТЕ ЧЕТКО:

     Просто, внятно, проговаривая каждое слово, каждую фразу. Не сюсюкайтесь и не умиляйтесь, переговаривая, неправильно сказанное слово. Разговаривайте, как со взрослыми, не забывайте о выразительности речи.

ОЧЕНЬ ВАЖНО:

   Хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или не благоприятных.

ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ…

      Короткие стихи, рассказы и сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который много раз уже слышали: он еще раз пополняет пассив и затем выдает их в активной речи

ПАЛЬЧИКИ ПОМОГАЮТ В РЕЧИ:

     Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений руки, пальцев руки. Моторика тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем письму.

БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И  … ОСТОРОЖНЫ.

     Если ваш ребенок неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним, не правильное произношение слова.

Повторяйте слова правильно.

ТОЛЬКО ВЫ!

     Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности помогут ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего ребенка.

Общие рекомендации родителям, чьи дети имеют речевые проблемы

⇒ покажите ребёнка врачам –специалистам (по рекомендации ПМПК);

⇒ систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;

⇒ занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;

⇒ не принуждайте ребёнка к выполнению домашнего задания;

⇒ не давайте на одном занятии более 2-3 упражнений;

⇒ соблюдайте точность выполнения заданий;

⇒ не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;

⇒ водите поставленные и закреплённые звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребёнка навык самоконтроля;

⇒ постепенно усложняйте требования к речи ребёнка;

⇒ учите наблюдать , слушать, рассуждать, чётко и ясно выражать свои мысли;

⇒ совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;

⇒ согласуйте с учителем-дефектологом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи;

⇒ помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

⇒ верьте в силы своего ребёнка, верой и терпением вселите в него уверенность.

Желаем успехов!

 

свернуть

Как организовать занятия с ребенком дома?

Почему ребенок плохо говорит? (социальный аспект)

Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюкание».  

Если у родителей в семье имеются дефекты звукопроизношения (например, папа или мама не выговаривают звук «Р» или «Л»), то и ребенок будет подражать этому неправильному произношению. Именно этим и можно объяснить нередкие случаи «семейной картавости». В данном случае родители, у которых неправильное произношение звука, не могут заниматься автоматизацией звука с ребенком. Когда у ребенка звук поставлен, автоматизировать его нужно на занятиях с педагогами или с тем из родителей, у которого нет речевых проблем.

Если в семье «двуязычие», то это может быть источником трудностей. В детском саду ребенок учится произносить звуки русского языка, а приходит домой и слышит другую речь. Хорошо, когда в этом случае родители идут навстречу педагогам и в период занятий с логопедом по постановке и автоматизации звуков не используют второй язык.

Отдельная история, когда родители начинают сознательно «подстраиваться» под речь ребенка, копировать его неправильное произношение. Вследствие этого, ребенок не только лишен правильного образца для подражания, но также утрачивает стимул для совершенствования собственной речи – ведь его речь и так нравится взрослым. В данном случае требуется помощь логопеда.

Бывают случаи, когда родители невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка, не обращают внимания на неправильное произношение, а также на речь в целом. Это можно назвать педагогической запущенностью.

Все перечисленные причины неправильного произношения являются социальными. Ребенку в данных случаях мешает самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением окружение, среда.

Что делать в таких случаях? Немедленно обратиться к логопеду и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение “само станет нормальным”.

В случае, если вас беспокоит речь ребенка вы всегда можете получить консультацию учителя-дефектолога нашего учреждения – Бойко Наталии Александровны.

свернуть

Консультация: "Как правильно читать ребенку?"

Исследования показали, что то, как быстро ребенок научится читать и полюбит ли он чтение, зависит от того, сколько его родители читали ему в детстве.

Сколько читать ребенку? – спросите вы.

Детям, которые показывают хорошие результаты в чтении, а главное, проявляют интерес к книгам, в детстве родители читали минимум 10 минут в день.

Некоторые малыши даже сами учатся читать, когда им кто-то читает вслух. Они просто смотрят на текст и запоминают начертание слов и их звучание. Эти дети – прирожденные чтецы, и такое встречается довольно редко. Такие малыши, как правило, умеют читать уже в возрасте 3 лет.  Основной же массе ребят научиться читать довольно сложно, и могут потребоваться годы, чтобы  они полюбили чтение.

Как же привить ребенку любовь к чтению?

Всем известно, что легче всего ребенок берет пример с того, кого любит. Лучший способ показать малышу, что вы его любите — проводить с ним свое свободное время. Замечательная возможность провести с пользой время с ребенком – почитать ему.

Мудрые  родители читают малышу каждый день, и это очень хорошая традиция. Порой эта традиция сохраняется долгие годы и переходит из поколения в поколение. Некоторые пожилые супружеские пары продолжают читать друг другу вслух перед сном – дети выросли и разъехались, а привычка осталась.

Если родители читают малышу каждый день, обсуждают прочитанное, он получает от процесса чтения положительные эмоции, понимает, что чтение – это познавательно и увлекательно. Сначала мы читаем ребенку вслух, потом он осознает, что может читать сам и самостоятельно узнавать что-то новое и интересное.

Какие книги читать ребенку?

  • Читаете ему разные книги: стихи, сказки, рассказы, былины, поэмы, басни, мифы… Всё, что вы думаете, может  ему понравится и окажется для него полезным.
  • Читайте ему то, что он выберет сам. Ходите вместе в библиотеку или книжный магазин и поощряйте самостоятельный выбор.
  • Спрашивайте совета у воспитателя, учителя или библиотекаря.
  • Пробуйте заинтересовать ребенка книгами, которые нравились вам, когда вы были в его возрасте. Не бойтесь купить малышу книгу, которая кажется слишком «взрослой» для него – однажды он её прочитает.
  • Обязательно читайте книги, в которых описывается, как всё устроено. Такие рассказы очень полезны, особенно мальчикам.
  • Ребенок задает много вопросов? Предложите почитать энциклопедии или справочники.

Как правильно читать ребенку?

Постарайтесь ежедневно отводить время для чтения вслух. Читайте только тогда, когда вы оба можете полностью уделить внимание книге.

Когда вы читаете ребенку, устраивайтесь поудобнее – на кровати, на диване, на ковре на полу. Старайтесь читать с выражением, голоса персонажей должны звучать по-разному. Полезно время от времени останавливаться и просить малыша угадать, что может произойти дальше.

Один из способов привить ребенку интерес к чтению – это обсуждать с ним прочитанное.

Какие вопросы следует задавать по прочитанной книге?

Хорошая основа, которая побуждает работу мысли и на которой можно построить множество новых вопросов – это вопросы Киплинга.

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, -

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Вот примерный список вопросов, которые вы можете задавать ребенку о любом прочитанном тексте: сказке или рассказе, статье в журнале или книге. Постепенно он приучиться задавать их себе самостоятельно.

ЧТО?

Что это за история, о чём?

Что произошло?

Что говорили (думали, чувствовали) герои?

Что они думали о будущем?

На что они надеялись?

Что могло бы (должно или не должно было) произойти?

КОГДА?

Как давно это было?

Когда это произошло?

Что случилось до этого?

Что произошло дальше?

Что означает: «Когда-то», «Давным-давно»?

ГДЕ?

Где это случилось?

Можешь себе представить это место?

Это реальное или придуманное место?

Где еще это могло происходить?

КТО?

Кто это написал?

Как ты думаешь, кто здесь главный герой?

Кто помогал главному герою?

Кто мешал ему и почему?

Кто здесь может служить положительным примером?

КАК?

Как это началось?

Как это случилось?

Как это закончилось?

Как это могло бы закончиться?

Как бы ты закончил эту историю?

ПОЧЕМУ?

Зачем автор написал это произведение?

Почему всё случилось именно так?

Кто рассказывает нам эту историю и почему?

Зачем её читать?

Только поговорив о прочитанном, вы сможете выяснить, действительно ли ребенок понял произведение. Это очень важно, так как если малыш не понимает чего-то, он теряет к этому интерес.

Мы, взрослые, принимаем чтение как должное. Для ребенка же чтение – не простой процесс, его разум постоянно работает, пытаясь разобраться в прочитанном. Ему необходима наша помощь, чтобы понять, что стоит за печатным словом, на что стоит обращать внимание, что ему со всем этим делать.

Подготовлено учителем-дефектологом Бойко Наталией Александровной.

свернуть

Памятка для родителей по прохождению ПМПК

 

ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия.

Вы, как  родители (законные представители) должны четко понимать цель обращения на ПМПК.

Целью деятельности ПМПК является выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

В течение учебного года учитель-дефектолог диагностирует уровень речевого развития детей дошкольного учреждения и в случае необходимости направляет их на прохождение ПМПК в Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

На основании заключения ЦКРОиР, приказа руководителя дошкольного образования и заявления законного представителя осуществляется зачисление детей в ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи).

В связи с большим количеством детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи в дошкольном учреждении, на занятия с учителем-дефектологом зачисляются в первую очередь дети старшего дошкольного возраста. Остальные дети, имеющие заключения, становятся в очередь и на протяжении учебного года, в случае отчисления из ПКПП, зачисляются в порядке очереди.

Весной учитель-дефектолог оповещает родителей воспитанников, направляемых на прохождение ПМПК на основании диагностики учителя-дефектолога. И с согласия законного представителя ребенка происходит запись на ПМПК.

Как правило, ЦКРОиР устанавливает определенную дату для ПМПК, которая проходит по адресу: ул. Набережная,9. На каждого обследуемого выделяется по 15-20 минут.

Приходить на ПМПК желательно за 10 минут и иметь с собой необходимый пакет документов:

  • выписка из медицинских документов (у педиатра);
  • медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета) – психиатр по месту обслуживания;
  • педагогическая характеристика, представляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок.

На протяжении учебного года родители могут самостоятельно записаться на ПМПК в ЦКРОиР по телефону или лично по адресу ул.Набережная,9.

Важно учесть:

  • Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), лучше, если это будет мама, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов по сбору информации о ходе раннего развития ребёнка, если возникнет такая необходимость.
  • Предварительная запись на обследование проводится также с согласия родителей. Родители дают согласие на обработку персональных данных.
  • При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день.

 

Рекомендации родителям:

  • За несколько дней до обследования в непринужденной форме вспомните с ребенком домашний адрес, сведения о родителях (ФИО, профессия),  поговорите о текущем времени года.
  • Создайте у ребенка позитивный настрой на обследование: настраивайте дошкольника на игровую деятельность со специалистами.
  • Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребенку.
  • Рассчитайте время так, чтобы прийти на комиссию заблаговременно, передать членам комиссии подготовленные документы, не спеша,  раздеть верхнюю одежду.
  • Обследование детей дошкольного и школьного возраста проводится в соответствии с возрастными и программными требованиями.
  • Время обследования каждого ребенка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время обследования на ПМПК может не совпадать со временем предварительной записи. Для того, чтобы помочь ребенку спокойно ожидать обследования, можно взять с собой его любимую игрушку, книжку, предложить ребенку что-нибудь перекусить (сок, фрукт, печенье и т.п.).
  • Сообщите членам комиссии, если  ребенок проходит обследование повторно.
  • Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребенку окажет специалист, проводящий обследование.
  • При ребенке нельзя произносить фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку это формирует установку на подобное поведение.
  • Внимательно выслушав рекомендации специалистов по результатам обследования ребенка, родители могут задать вопросы, уточнить то, что непонятно. По завершении обследования очень важно похвалить ребенка, независимо от того как он отвечал.

По всем вопросам обращаться к учителям-дефектологам Вашего дошкольного учреждения!

Контакты ЦКРОиР:

  • Солигорский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР)Адрес: ул. Набережная 9, Солигорск, телефон: (80174) 22-30-69.

 

 

свернуть

Артикуляционная гимнастика для правильного произношения звука [Л]