Страничка педагога-психолога

Внимание!!!! Кризисная комната

Паямятка "Стоп насилие"

Республиканский центр психологической помощи

Информационно-справочные материалы о возможности получения детьми и подростками на анонимной бесплатной основе экстренной психологической помощи

Линия доверия "Мы вместе в ответе за наших детей"

Уважаемые родители!

     В случае,если ваши дети подверглись семейному насилию или у вас возникают подозрения, что ребенок может подвергаться насилию - вы всегда можете обратиться по телефонам областной или районной линии доверия "Мы вместе в ответе за наших детей".

     

свернуть

Вниманию жителей Солигорского района!

Информация для жертв торговли людьми, граждан, пострадавших от насилия,
развернуть

Для жертв торговли людьми, граждан, пострадавших от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ГУ «Солигорский районный территориальный центр социального обслуживания населения» оказывает УСЛУГУ ВРЕМЕННОГО ПРИЮТА. Для оказания услуги создана «кризисная комната».

«Кризисная комната» - специально оборудованное отдельное помещение. Пребывание в ней БЕСПЛАТНО. Услуга оказывается КРУГЛОСУТОЧНО гражданам старше 18 лет и семьям с детьми, независимо от места регистрации (места жительства).

За получением услуги круглосуточно обращайтесь по тел. +375 44 498-14-19 (А1) или по тел. 8 (0174) 23-42-66 (с 8.30 до 17.30) либо по адресу: г. Солигорск, ул. Козлова, д. 8, каб. 10.

Задать вопрос психологу можно в социальной сети «ВКонтакте» - в группе «Всегда есть выход».

Информация о видах домашнего насилия и план действий в ситуации насилия размещены на баннерах «Профилактика насилия в семье» и «Останови насилие» (ясный язык) на сайте Солигорского районного исполнительного комитета.

О фактах насилия в семье сообщайте в Солигорский РОВД по телефону 102 (круглосуточно).

 

ТАКЖЕ ВАМ ПОМОГУТ:

ГУО «социально-педагогический центр Солигорского района» - окажет психологическую помощь несовершеннолетним – 8 (074) 23-45-90

Психологи УЗ «Солигорская ЦРБ» - 8 (0174) 26-25-41, 8 (0174) 23-36-38

КРУГЛОСУТОЧНАЯ бесплатная "горячая линия" по вопросу о консультировании пострадавших от домшнего насилия +375 (17) 311-00-99 (городской телефон)

+375 (29) 899-04-01 (МТС), +375 (29) 101-73-73 (А1), с возможностью обращения через мессенджеры телеграмм (Telegram), вайбер (Viber), ватсап (WhatsApp).

Детская линия помощи для несовершеннолетних: 8-801-100-16-11

свернуть

Номера телефонов "горячих линий", телефонов доверия и справочных служб

Телефоны горячей  линии  УЗ «Солигорская ЦРБ»

8-0174- 26-40-51

8-0174- 26-10-66

Служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия" 

8-017-270-24-01 (городской)

8-029-899-04-01 (МТС)

Республиканский центр психологической помощи:

+37517 3001006

Психологическая помощь:

- "телефон доверия" Солигорский ПНД 26-37-14

Для детей и подростков:

- Общенациональный телефон психологической помощи несовершеннолетним

+375 17 246-03-03 (разговор анонимный и конфиденциальный)

Для взрослых:

-областной экстренной круглосуточной психологической службы

"телефон доверия" 8 017-270-24-01 (городской)

8 029-899-04-01 (МТС)

Наркологическая помощь:

- Республиканский "Телефон доверия"

8-801-100-21-21 (по будням с 9.00 до 17.00 бесплатно)

- наркологической помощи

8-017-331-90-64 (информация о наркологической помощи в организациях здравоохранения области)

свернуть

Пояснения к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении. 

Положением регулируются:

  • деятельность госорганов, государственных и иных организаций в выявлении детей, находящихся в СОП; организации и проведении социального расследования; в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП и др.;
  • порядок выявления детей, находящихся в СОП;
  • порядок проведения социального расследования (изучение положения и обследование условий жизни и воспитания ребенка);
  • порядок принятия решения о признании ребенка находящимся в СОП, контроль за его исполнением и обжалование такого решения;
  • порядок реализации мероприятий, направленных на устранение СОП и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Постановлением также установлены критерии и показатели СОП. К основным критериям отнесены:

  • неудовлетворение родителями основных жизненных потребностей ребенка (оставление без пищи, препятствие получению обязательного общего базового образования (в любой форме его получения), систематическое невыполнение рекомендации медработников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка, что угрожает его жизни и (или) здоровью и др.);
  • необеспечение родителями надзора за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает правонарушения;
  • ведение родителями аморального образа жизни, злоупотребление своими правами и (или) жестокое обращение с ребенком, в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка.

Критерии СОП от 01.02.2019.

Права и обязанности законных представителей воспитанников

Законными представителями несовершеннолетних обучающихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

Права законных представителей (Кодекс об образовании, статья 34):

  • право на ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
  • право на участие в управлении учреждением образования;
  • право на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся. 
  • право на получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.

Обязанности законных представителей (Кодекс об образовании, статья 35):

  • обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;
  • уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
  • выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся. 

Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждении дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, осуществляющему прием воспитанников.

Забирать ребенка из учреждения должны его законные представители. В случае, когда существует объективная причина, по которой они не могут забрать ребенка (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании  заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования. 

Правовой статус ребёнка в Республике Беларусь:

Ребёнок согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» – физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О правах ребенка» каждый ребенок имеет такие права, как:

  • право на жизнь. Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, не допускается (ст. 4);
  • право на охрану и укрепление здоровья. Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья в дородовой и послеродовой периоды, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 6);
  • право на гражданство (ст. 7);
  • право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий (ст. 8);
  • право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц, их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера (ст. 9);
  • право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, и связанные с этим при участии ребенка совершение за пределами учебных заведений религиозных обрядов, соблюдение традиций, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка, нарушает его законные права. В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей или лиц, их заменяющих (ст. 10);
  • право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно их выражать по всем вопросам, которые его затрагивают, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом. В частности, ребенку предоставляется возможность непосредственно либо через представителя или соответствующий орган быть заслушанным в ходе любого затрагивающего его судебного или административного разбирательства в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь (ст. 11);
  • право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а также на автомобильном и железнодорожном транспорте общего пользования пригородного сообщения имеют дети в возрасте до семи лет (ст. 12)

Законом разделены права детей, которые могут быть реализованы в семье и обществе.

Так, ребенок имеет право на проживание в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.

Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижении им десяти лет.

Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей в Республике Беларусь либо ином государстве, имеет право на поддержание регулярных личных отношений и прямых контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Родители или лица, их заменяющие, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Каждый ребенок имеет право на жилище, право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных законодательством Республики Беларусь. Ребенок,  независимо от места проживания,  в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеет право на наследование имущества родителей в случае их смерти или объявления их решением суда умершими.

Каждый ребенок имеет право на имя. Право и обязанность определять собственное имя ребенка принадлежат родителям.

Глава 3 «Ребенок и общество» Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» предусматривает возможность приобщения детей к истории, традициям и духовным ценностям народа Республики Беларусь и достижениям мировой культуры. С этой целью поощряется создание государственных и общественных организаций для развития способностей детей к науке и творчеству, осуществляются выпуск кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач, издание детских газет, журналов и книг, обеспечивается их доступность .

Ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Согласно статье 23 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

Ребенок имеет право на получение профессии, участие в самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья и профессиональной подготовкой. По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность. С письменного согласия одного из родителей или лиц, их заменяющих, трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним, достигшим четырнадцати лет, на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

Государство поощряет организации, выделяющие рабочие места для лиц моложе восемнадцати лет. Запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, подземных и горных работах, а также на иных работах, вредных для его здоровья и развития или наносящих ущерб посещаемости общеобразовательной школы. Перечень таких работ определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 24)

Каждый ребенок имеет право на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть специальных внешкольных организаций, детских и юношеских спортивных сооружений, площадок, стадионов, клубов и других мест отдыха и укрепления здоровья, устанавливает льготный порядок пользования культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными организациями.

Дети имеют право объединяться в самостоятельные детские и молодежные общественные объединения при условии, что деятельность этих объединений не противоречит Конституции и законодательству Республики Беларусь, не нарушает общественный порядок и безопасность государства, не наносит вреда здоровью и нравственности населения, не ущемляет прав и интересов других лиц (ст. 26)

Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией Республики Беларусь. Дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение. Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять воспитательные и учебные функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

Каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений.

Закон гарантирует особую защиту детей в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях. К детям, находящимся в неблагоприятных условиях, Закон относит детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития .

Источник: http:/pravo.by 

свернуть

Психологическая безопасность ребенка в семье

Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни!

Психологическая безопасность ребенка – такое состояние, когда обеспечено его успешное психическое развитие, это одно из главных условий психического и физического здоровья ребенка. Психологическая безопасность во многом определяется эмоциональным климатом семьи, в которой растет ребенок.

Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлука, развод и смерть в семье являются моментами, особенно вредными для благополучия ребенка. Эти факторы делают его окружение нестабильным, непредсказуемым, и, следовательно, ненадежным. Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец». Именно мы, папы и мамы, дедушки и бабушки, мы - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - наш дом - оказывает огромное влияние на то, как он будет поступать в тех или иных ситуациях, сумеет ли прийти на помощь человеку, оказавшемуся в беде.

Психологическое насилие в семье имеет следующие проявления: употребление родителями бранных слов и крика, постоянные допросы и унижения, оскорбления, угрозы.

Задачи воспитания родителями своих детей:

  • уважение индивидуальности и неприкосновенности детей с самого раннего возраста;
  • понимание детей, умение разбираться в мотивах их поступков;
  • выработка конструктивных диалогов с ребенком;
  • выработка собственных принципов в воспитании, с целью дальнейшего развития ребенка как личности.

Что же является основными причинами нарушения психологической безопасности ребенка в семье?

- Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда, когда даже ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

- Гиперопека

     -Психологическая безнадзорность. Ребенок воспитывается по жесткому регламенту и наставлениям. Возможности и способности ребенка не позволяют удовлетворить непомерные ожидания родителей. В такой семье активность и инициатива ребенка подавляется. Естественно, что своё стрессовое состояние ребёнок должен каким-то образом снять. Обычно это происходит в детском саду. И тогда мы часто слышим от родителей фразу: «У нас таких проблем с ребёнком нет. Дома он себя так не ведёт, это золотой ребёнок и т. д.»

Дом, где ребенок чувствует, что ему рады, что он вызывает интерес, что его уважают, и он играет определенную важную роль, всегда будет притягивать его и поддерживать его уверенность в себе.

- Разлад между родителямиНапряженная жизнь, стрессовые ситуации, все это негативно сказывается на детской психике. Дети, как зеркало копируют проведение взрослых. Как известно, дети поступают не так, как мы им говорим, а так как поступаем мы сами.

В результате постоянного нарушения в семье психологической безопасности, у ребенка формируется низкая самооценка, на фоне других детей он начинает осознавать свою не успешность.

Признаками неблагополучного эмоционального состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности выступают:

- беспокойный сон,

- долгое засыпание;

- повышенная утомляемость;

- чрезмерная обидчивость,

- плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.

- Также упрямство, рассеянность, невнимательность; ребенок постоянно ищет одобрения у взрослых.

- Присутствует нарушения аппетита, нежелание участвовать в играх с другими детьми; навязчивые движения и тики (подергивание плеч, моргание и др.); повышенная тревожность.

Перечисленные симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, но только в том случае, если они не наблюдались ранее. Игнорирование подобных проявлений может привести к стойким нарушениям и в здоровье, и в личностном развитии ребенка. В свою очередь, верными показателями того, что психологическая безопасность ребенка в достаточной мере обеспечена, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Поскольку психологическая безопасность ребенка - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, что родителям не стоит экономить силы на ее обеспечение в детстве.

 И самое главное, любите своих детей. Цените каждый день, проведенный с ними!

 

Источник: www.maam.ru 

свернуть

Консультация для родителей: "Искусство общения"

Воспитание малыша: вечные сложности общения

      «Не знаю, почему он такой» - жалуется мама подвижного сероглазого мальчугана, который ни минуты не сидит на месте: вертится, берёт в руки различные предметы и тут же бросает их, выглядывает за дверь и снова хватается за игрушки. «Он у нас один в семье, мы ему ни в чём не отказываем, игрушки покупаем, мультики. А он пять минут поиграет и бросает, ничего ему неинтересно…».

Смотрю на мальчика и понимаю, что своим поведением он пытается привлечь внимание мамы, но она занята разговором со мной и совсем не реагирует на него.

И этот случай, к сожалению, не является исключением. Разве вам никогда не приходилось наблюдать такую картину: малыш одиноко сидит в песочнице, а мама о чём-то оживлённо шепчется с соседкой. А дома общение с мамой заменяет телевизор, компьютерные игры: «Играй, сынок, только не шуми. Я сегодня так на работе устала!»

Никакие игрушки, даже самые дорогостоящие, не могут заменить малышу живого общения с родным человеком. Дети, с которыми разговаривают и играют взрослые, развиваются намного быстрее, чем их сверстники, лишённые родительской ласки и внимания. И взрослые должны понимать: они не только обязаны заботиться о здоровье и материальном обеспечении своего ребёнка, но также должны играть и общаться с ним.

Игры позволяют малышам узнавать новое и интересное, учится вести себя в различных ситуациях, находить общий язык со сверстниками. Задача родителей – подобрать игры в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка, проявить заинтересованность, показать, что занятия малыша интересны и для и них.

Большое развивающее значение для детей имеет совместный отдых с родителями. Выбирая место отдыха, родители должны помнить, что резкая смена климата может навредить здоровью ребёнка. Далёким заморским путешествиям разумнее предпочесть туры в Черногорию, Болгарию, Турцию. Семейный отдых – прекрасная возможность сблизиться с малышом, уделить время его воспитанию и развитию. И лучшим занятием для ребёнка будут игры, которые позволят ему быстрее освоиться в непривычной обстановке, познакомиться с окружающими людьми.

Помочь детям преодолеть затруднения в общении можно при помощи коллективных игр, не требующих никаких приспособлений и затрат. На пляже можно предложить 5-6 летним ребятишкам игру: «Море волнуется» (детям предлагается принять позы «морских фигур», среди которых ведущему нужно выбрать лучшую). Детям 4 – 5 лет подойдет игра «Я ищу» («Я ищу девочку с голубой заколкой в волосах»). Если же по какой-то причине вам предстоит провести день, не выходя из гостиницы, попробуйте занять ребёнка отгадыванием загадок. Отгадки он может поискать вокруг себя («Под одной крышей четыре братца живут» - стол), нарисовать, найти на картинках.

Играть с ребёнком нужно с пелёночного возраста, подбадривая его улыбкой, комментируя свои действия. К примеру, двухмесячному малышу можно дать в руки погремушку, затем, когда он её уронит, снова вложить игрушку ему в руку. Это нехитрое упражнение учит его реагировать на звук, развивает моторику рук, тренирует координацию движений. Двухлетнему ребёнку можно предложить соорудить бусы для любимой бабушки, предложив в качестве исходного материала крепкую нитку и немного макаронных изделий с крупными отверстиями.

Конечно, общение с ребёнком требует от родителей терпения и изобретательности. Но результат не заставит себя ждать, а счастливые минуты надолго сохраняться в памяти.

Быть родителями не так уж просто. Иногда мы думаем, что семейный ужин всей семьей кажется «нереальной мечтой». Учитывая все занятия спортом после школы, кружки, работу и задания, неудивительно, что почти половина родителей в последнее время жалуются на растущую отдаленность между ними и детьми. У сегодняшних детей больше занятий, которые им нужно выполнить, даже по сравнению с детьми двадцать лет назад. Наркотики, насилие, разные сообщения в рекламе, давление сверстников, напряженное расписание и прочие занятия – все это только добавляет давление, с которым они сталкиваются.

Так как же во всем этом хаосе вам найти время, чтобы поговорить со своими детьми, и что более важно сделать так, чтобы они поговорили с вами?

Ниже приведены несколько советов, которые могут помочь:

  1. Ужинайте всей семьей, как минимум, три раза в неделю. Беседы протекают намного проще, если они происходят за столом. Если у вас возникают сложности с беседой в начале, заранее обдумайте тему разговора перед ужином. Спланируйте семейные каникулы, позволив, каждому ребенку выразить свое мнение о том, куда он хочет поехать или что хочет делать. Разговаривайте на насущные темы: о последних фильмах или приближающихся событиях. Задавайте своим детям открытые вопросы, на которые можно получить более полные ответы, нежели просто да или нет.
  2. Отвлекитесь от внешнего мира. Устраивая «семейные ужины» по вечерам, попросите всех отключить телефоны, компьютеры и телевизоры. Скажите своим друзьям и близким, что вы будете заняты в это время. Возможно ваши дети (особенно подростки) будут шутить по этому поводу, но на самом деле они, скорее всего, будут рады этому. Используйте это время для общения друг с другом. Посмотрите фильмы, поиграйте в настольные игры, почитайте что-нибудь вслух, в общем, делайте, что вам хочется, только делайте это вместе.
  3. Готовьте хоть раз в неделю вместе. Даже самые маленькие дети могут сделать что-нибудь, чтобы помочь вам. Если у вас совсем маленькая кухня, что в ней все не поместятся, тогда составьте график, или пусть ваши дети будут по очереди делать что-нибудь. За это время вы сможете сблизиться, и ваши дети даже, может быть, смогут сами начинать беседу (вы можете упростить этот процесс, рассказывая про себя и своих родителей).
  4. Обеспечьте своим детям безопасность во время разговора с вами. То есть, они должны знать, что вы не рассердитесь и не расстроитесь, если они расскажут вам, что произошло. Если они рассказали вам что-нибудь секретное, то пусть это так и останется в тайне (чрезвычайные и опасные ситуации сюда не относятся).
  5. Умейте слушать то, что они пытаются сказать вам. Если вы работаете или заняты еще чем-нибудь, а ваши дети пытаются с вами поговорить, вскоре они откажутся от этой мысли, так как будут знать, что ваше внимание будет привлечено чем-то другим. Уделяйте им все свое внимание, когда они разговаривают с вами.
  6. Используйте все навыки слушания. Удостоверьтесь, что вы понимаете то, о чем говорит ваш ребенок. Повторяйте то, что они говорят, и задавайте вопросы.
  7. Находите время, чтобы поговорить с каждым ребенком. Нет ничего проще, чем разговаривать с ребенком во время выполнения каких-либо заданий, но убедитесь в том, что каждый ваш ребенок знает, что вы цените время, проведенное с ними.
  8. Будьте терпеливы. Не ждите «идеальной» семьи. Это вполне нормально. Просто помните, что идеальные семьи не существуют за пределами телевизионных шоу.

Просто продолжайте пытаться, и вскоре вы познаете искусство ведения бесед с вашими детьми, и это вовсе не является сложным, как вам может показаться.

Источник: www.maam.ru 

свернуть

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Этот период жизни ребенка принято называть старший дошкольный возраст. В это время ваш ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе.

Развитие психических процессов  в 5-6 лет

Восприятие.

Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира, при этом происходит систематизация этих представлений. В восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении величины объектов ребенок 5-6 лет способен выстроить по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.

Внимание.

Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению  и переключению. То есть, ребенок способен  выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности. Следовательно, у ребенка возникает очень важное образование как произвольное внимание. Объем внимания в 5 лет составляет в среднем 5-6 объектов, к 6-ти годам 6-7.

Память.

К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух также 5-6- объектов.

Мышление.

В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление.  Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений.

Важным в развитии мышления 5-6 летнего ребенка становится способность к обобщению, которое является основой развития словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров. То есть, например, при формировании групп предметов, ребенок способен учесть уже два признака.

Дети этого возраста способны дать адекватное причинное объяснение чему-либо при условии, что это происходило в их жизненном опыте, то есть ребенок слышал или видел описываемое.

Понятие  времени  ещё не совершенно, поэтому у ребенка наблюдается  не точная ориентация во временах года, днях недели, при этом лучше запоминаются  названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны эмоционально окрашенные события.

Воображение.

Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развернутые и последовательные истории. Но такие способности ребенок приобретает только при условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на заданную тему, сочинение собственных сказок.

Речь.

Речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством.  Лексический состав речи становится более широким, активно используются синонимы и антонимы.  Речь становится связной. Дети способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали.

Рекомендуемые игры с ребенком 5-6 лет

ü  Настольные игры для нескольких игроков (лабиринты, квесты и т.д.);

ü  Обязательно чтение литературы с подробным рассмотрением персонажей и их качеств, ситуации – причина и следствие с точки зрения моральных норм. Возможно, придумывать свой конец историй, сочинять сказку на заданную тему. Также можно вводит в круг чтения и познавательную литературу: детские энциклопедии;

ü  Продолжаем развивать мелкую моторику: конструкторы: «лего» с мелкими деталями, деревянные, металлические (моделирование); работа с ножницами (аппликации), раскраски (желательно карандашами);

ü  Любые формы ролевых игр: куклы и машины, дома и фермы и пр.

ü  Можно поиграть в профессии знакомые ребенку и уточнить кто и что делает.

ü  Подвижные игры продолжают развивать координацию, ориентацию в пространстве и крупную моторику.

ü  Компьютерные игры не более 10-15 минут в день.

Рекомендуемая литература для родителей:

  1. Юлия Гиппенрейтер,  «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
  2. Ирина Млодик , «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
  3. Людмила Петрановская,  «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
  4. Мария Осорина,  «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
  5.  Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии» 
  6. Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя...»
  7. Адель Фабер, Элейн Мазлиш, "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"
  8.  Росс Грин, «Взрывной ребенок».
  9.  Джон грей, «Дети с небес»
  1.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. "Шпаргалка для взрослых".

 Источник: https://www.maam.ru

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть