Страничка руководителя физического воспитания

КАК ВЫБРАТЬ СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ

Естественным желанием любого родителя является вырастить ребенка крепким и здоровым. Очевидно, что помочь в этом ребенку могут занятия спортом. Однако далеко не всегда находится однозначный ответ на вопрос, в каком же возрасте записать ребенка в ту или иную спортивную секцию ?  Конечно, здесь всё очень индивидуально.

Значение имеет пол ребенка, степень его развития, наконец, предрасположенность к какому-либо виду спорта. При этом просто необходимо, что бы у самого ребенка было желание заниматься, ведь посещение «каторжных» тренировок, выбранных родителями, только негативно скажется на его психическом здоровье.

Если родители не будут учитывать готовности ребенка заниматься спортом, они могут столкнуться с тем, что чадо в скором времени попросит забрать его из секции. Вполне вероятно, что после первого негативного опыта у ребенка вообще пропадет желание заниматься. Именно во избежание такой реакции, родителям следует очень серьезно отнестись к тому, в каком возрасте отдавать ребенка в спорт. 

 

Оценка физического развития и состояния

Первым важным шагом на этом пути будет консультация с врачом. Не пренебрегайте этой консультацией, ведь на кону стоит детское здоровье, а может быть даже и вся жизнь. Врач осмотрит ребенка, выявит наличие противопоказаний и оценит уровень его физического развития. Далее, постарайтесь поговорить с родителями тех детей, которые уже записаны в какие-либо спортивные секции. Узнайте, в каком возрасте они начали водить ребенка на тренировки, и не возникло ли впоследствии каких-либо проблем. 

 

Каждому возрасту свой вид спорта

Для каждого вида спорта существует свой возраст. Однако с каждым годом появляются новые, прогрессивные программы тренировок, а потому многие виды спорта существенно «помолодели». Ярким примером тому служит совокупность координационных видов спорта, куда входят художественная гимнастика плавание и другие. Малышей здесь принимают уже в  трехлетнем возрасте, ведь чем моложе ребенок, тем легче развить в нем все необходимые качества. Нередки даже такие случаи, когда профессиональные тренеры лично приходят в детские сады, чтобы заметить талантливых и перспективных малышей. В четыре года для девочек открывается дорога в мир спортивной и художественной гимнастики. В этом же возрасте начинают обучать плаванью. Серьезные спортивные первенства в этом виде спорта могут проводиться среди 8-10 летних участников.

С наступлением восьми-девяти лет мальчики могут начинать заниматься борьбой. Крайне осторожно нужно подходить к занятиям тяжелой атлетикой. Несмотря на то, что формально в этот спорт можно приходить и в 10 лет, это лучше делать гораздо позже. Тело ребенка ещё не сформировалось, а занятия с отягощениями могут  замедлить рост.  Рассмотрим более конкретно некоторые виды спорта. Занятия боевыми искусствами прекрасно развивает у ребенка гибкость, координацию и точность движений, дисциплинированность. При этом обучаться ему могут и девочки, главное чтобы они были в этом заинтересованы. Определенные виды борьбы явно не подойдут для юных спортсменов. К примеру, в боксе нередки сотрясения, а бывшие боксеры часто страдают эпилепсией. Гораздо более безопасными являются занятия каратэ,  дзюдо – в принципе, ребенок может прийти в секцию даже в пять лет.  Гимнастика, как спортивная, так и художественная, является очень требовательным видом спорта. Большие нагрузки, нередко приводят к растяжениям, вывихам, появлениям болей в спине. Конечно, при этом развивается и гибкость, и грация, и красота, однако стоит ли это затраченных усилий? Если ребенку тяжело, вы вполне можете перевести его на занятия танцами, где развиваются те же качества, но с меньшей нагрузкой. Конечно, тренеры советуют приводить будущих чемпионов в этот спорт в четырех-пятилетнем возрасте, однако не поздно начать занятия и школьникам младших классов.  Пожалуй, никакой другой вид спорта не может быть так безопасен и одновременно полезен для всех возрастов как плаванье. Занятия плаваньем формируют у ребенка прекрасную фигуру с хорошей осанкой, а также оказывают общее оздоровительное значение. Начинать занятия можно хоть с трех месяцев, ведь сегодня существует множество бассейнов для совместного плаванья. Единственное, что может не понравиться родителям девочек, это формирование широких плеч, однако такое наблюдается лишь у профессиональных спортсменов, а тренировка один-два раза в неделю не оказывает такого влияния.

 

КАК ВЫБРАТЬ СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ

 Родителей всегда волнует вопрос, отдавать ли ребенка в спортивные секции или лучше не стоит, и чего в этом будет больше: вреда или пользы? И главное, в каком возрасте и куда. Не пропустить бы тот момент, когда вам укажут на дверь и скажут: «Поздно пришли».

Многие родители находят множество причин, чтобы отдать ребенка в ту или иную секцию. Одни хотят сделать из него чемпиона, чтобы впоследствии ребенок был успешным, известным человеком, которого не тяготили бы материальные проблемы. Некоторые отдают малыша в спорт, чтобы поправить его здоровье, не возлагая особых надежд, и наконец есть такие, которые просто хотят занять свободное время своего чада, для того чтобы тот меньше болтался без дела. Но в любом из этих вариантов нельзя забывать о гармоничном и всестороннем развитии ребенка.

Для начала надо разграничить понятия физическая культура и спорт. Физическая культура направлена на охрану здоровья любого человека и не ждет от него каких-то особых достижений.

Спорт же — это настоящее хобби, целью которого обязательно являются значительные успехи и рекорды.

 

Основные моменты при выборе спортивной секции

  1. Выбранное направление должно нравиться ребенку, посещение занятий приносить радость и удовольствие. Без трудностей не обойтись, но именно они и закаляют характер. Только пусть эти трудности будут в преодолении сложностей на пути к любимой цели.
  2. Оцените, подходит ли выбранный вид по состоянию здоровья.
  3. Когда речь идет о малышах, важно обратить внимание на тренера, педагога. Нужно навести справки, понаблюдать самим. Быть можно талантливым спортсменом, но плохим тренером.
  4. Лучше, если в группе будут ровесники. Кроме возраста важно учитывать вес и рост ребенка.
  5. Не экономьте на защитных приспособлениях. Убедитесь, что спортивное оборудование, принадлежности и покрытия в секции поддерживаются в хорошем состоянии.

 

Плавание  (с рождения)

Плавание укрепляет нервную систему, помогает правильному формированию костно-мышечной системы, улучшает дыхание и кровообращение. Малыш научится держаться на воде, будет иметь хорошую фигуру и осанку. Особенно полезен этот вид спорта детям со сколиозом, деформацией грудной клетки, близорукостью, сахарным диабетом, гастритом, ожирением, легкой формой бронхиальной астмы.

Плавать можно начинать с самого рождения. Есть инструкторы, которые учат плавать малышей, еще не умеющих даже сидеть.

Противопоказания: открытые раны, кожные заболевания, заболевания глаз и ЛОР-органов, инфекционные заболевания. 

 

Гимнастика и танцы (5-6 лет)

Гимнастика имеет разветвленную классификацию, однако, остановимся непосредственно на ее спортивной разновидности — художественной гимнастике. В вопросе о том, с какого возраста отдать ребенка в гимнастику, ответ один — чем раньше, тем лучше: для девочек — с 5 лет, для мальчиков — с 6. Это объясняется тем, что детские тела в этом возрасте максимально пластичны, и ваять из них статных в будущем юношей и девушек гораздо проще.

Войдя в танцевальный зал, ваш ребенок должен будет пройти небольшой тест на растяжку. Пара несложных упражнений позволит определить степень гибкости, а также психологическое состояние и его готовность к выполнению сложных задач. Последнее, кстати, немало важно, ведь гимнастические упражнения, при их неправильном выполнении, чреваты травмами. Результат танцевальных тренировок вы заметите совсем скоро: у ребенка будет развиваться чувство прекрасного, музыкальный вкус и ровная осанка.

 

Хоккей (с 5-6 лет)

Это отличный спорт для ребенка и очень тяжелый для его родителей. Начинают заниматься хоккеем обычно с 4-6 лет. В этом нежном возрасте молодой спортсмен не может сам себя одеть и раздеть, поэтому родителям необходимо все время сопровождать его. Это довольно напряженно — тренировки 4-6 раз в неделю, часто в неудобное для родителей время. И не стоит рассчитывать, что ребенок чуть-чуть позанимается и бросит, добровольно дети хоккей не оставляют.

Противопоказания: близорукость, порок сердца, нестабильность шейных позвонков.

 

Футбол, баскетбол, волейбол (с 5 лет)

Занимаются ребята в среднем от 3 до 5 раз в неделю по 2-3 часа, один день отдается игре, остальные — тренировкам. В будущем это верное средство уберечь чадо от нежелательных увлечений неприкаянных дворовых компаний.

 

 Большой теннис (4-5лет)

Оптимальный возраст для этого вида спорта — 4-5 лет. Ошибочно полагать, что с первых занятий дети будут носиться по корту с ракеткой, четко отбивая мячи. Для того, чтобы маленький ребенок не потерялся в мире большого тенниса, необходимо научиться правильно держать ракетку и выработать тактику. Развивать координацию детей тренер начинает с упражнений на ловкость и гибкость. С течением времени, программа усложняется, а нагрузка увеличивается: движения становятся быстрыми и резкими, что нередко служит причиной растяжений.

Сочетание игры и физических упражнений, направленных на разминку всех групп мышц и суставов, — один из лучших вариантов активности для детей с лишним весом. Кроме того, большой теннис, как игра соревновательного характера, формирует в детях характер через чередование взлетов и падений, что точно пригодится в будущем

 

Каратэ (с 4-5 лет)

Вся техника каратэ основывается на резкости движения и на концентрации энергии в нужный момент, придающей удару мощь. Каратэ развивает природные данные ребенка — гибкость, подвижность суставов. Малыш учится правильно дышать, а также быстро переходить от напряжения мышц к их расслаблению, и наоборот. Занятия каратэ влияют на формирование характера ребенка — он становится уверенным в себе, учится сдержанности, самоконтролю, целеустремленности. Маленький человек поймет, что уважения окружающих можно добиться только трудом и адекватным поведением. Противопоказания: заболевания опорно-двигательного аппарата, сердца, почек, глаз. 

 

Рукопашный бой (с 7 лет)

Если ребёнок отличается избытком энергии, которая, как правило, находит выход в самых неподходящих ситуациях, значит, ему просто необходим вид деятельности, позволяющий выплёскивать избыток энергии. Рукопашный бой вполне подойдет. К тому же он развивает скорость реакции, гибкость суставов, координацию движений, улучшает состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Противопоказания: заболевания опорно-двигательного аппарата, сердца, почек, глаз.

 

Бокс (с 7 лет)

Этот старый, хорошо проверенный вид спорта позволяет не только натренировать тело, но и развить силу и гибкость. Умелый боксер способен сокрушить противника, превышающего его и в росте, и в весе. Этим бокс  и привлекателен для мальчишек. Это один из самых травматичных видов спорта. Как итог, головные боли, искривленные носовые перегородки, трещины и прочие серьезные последствия, вплоть до проблем с психикой.

 

свернуть

ИГРЫ  И ФИЗИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ  С ДЕТЬМИ ЗИМОЙ НА УЛИЦЕ

 

    Активность в движениях - необходимое условие нормального роста и развития организма дошкольника. И если в теплое время года ребята много бегают, прыгают, играют с мячом, катаются на велосипеде, то в холодное время года их активность снижается. Тяжелые одежда и обувь, ветер, мороз, снег и дождь ограничивают движения детей. В то же время хорошо известно, что недостаток подвижности снижает деятельность всех органов и систем организма, замедляет его рост, уменьшает сопротивляемость заболеваниям.

    Взрослым следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной деятельности дошкольников зимой. А для этого многим родителям надо преодолеть собственную боязнь свежего морозного воздуха, не исключать прогулки ребенка и в ненастную погоду, так как движения на свежем воздухе (особенно зимой) приобретают особую ценность. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является профилактическим эффективным средством закаливания детей, повышающим сопротивляемость их организма к инфекционным и простудным заболеваниям. Привычка гулять и играть в холодное время года закалит не только тело, но и характер ребенка

 

 Там, где проявляется действенная забота о том, чтобы малышам было интересно на площадке, дети и в зимнее время двигаются много и охотно. Снег является прекрасным строительным материалом. Из него можно соорудить постройки для разнообразных движений. Хорошо заранее предусмотреть места их расположения.

    Благоустраивая игровую площадку, необходимо учитывать конкретные условия. Например: уже имеющуюся возвышенность можно превратить в горку, если подсыпать снег к бревну или дереву, обложить его вокруг утрамбованным снегом - получится снежный вал, по которому можно ходить, съезжать с него, перебрасывать, через, него снежки.

   Оставшийся от спиленного дерева пенек послужит основой для снежной фигуры медведя, зайца, оленя, в лапах,  которых укрепить корзину, ящик,  в который можно метать снежки. Между деревьями, прокладывается лыжня. Скамейку можно использовать для упражнений в равновесии, снежные бугорки для спрыгивания, открытый неглубокий лабиринт для разнообразных игр.

    Особое внимание надо обратить на одежду ребенка, так как его активность во многом определяется ее целесообразностью в зависимости от конкретных погодных условий.

   Родителям следует быть внимательными к ребенку, занятому физическими упражнениями, чтобы он не превысил свои реальные возможности, а это часто бывает в увлекательных играх и соревнованиях. Покраснение лица, частое шумное дыхание, возбуждение, конфликты с товарищами, нарушение координации движений - признаки чрезмерной нагрузки.

   Необходимо тактично переключить дошкольника на менее подвижную деятельность, но не наказывать полным прекращением движений, когда разгорячённый игрой ребенок может переохладиться.

   Часто болеющие дети, имеющие какое-либо хроническое заболевание, особенно нуждаются в регулировании двигательной нагрузки в зимнее время. Им чаще необходимо чередовать более подвижную деятельность со спокойной. Например, после неоднократного скатывания с горки - предложить медленно покатать  куклу по дорожке на санях, подвижную игру  "Ловишки" сменить метанием снежков в цель.

   Несомненно, надо учитывать конкретную погоду: наличие ветра, осадков, повышение температуры воздуха к концу прогулки - и постараться не допускать ни перегрева, ни переохлаждения играющих детей. 

   Родители могут  использовать зимние условия для упражнений детей в следующих движениях:

  •          Ходьба по следам, ходьба с подниманием колен, ходьба приставным шагом вправо и влево, восхождение на гору, и спуск с нее, ходьба змейкой между прутиками, вокруг сугробов.
  •       Бег до дерева, змейкой, с горки на горку, наперегонки, с ловлей, с увертыванием.
  •       Упражнение в равновесии: ходьба по снежному валу прямо, боком, приставными шагами, перешагивание через снежки, палочки.
  •       Прыжки на месте и, продвигаясь вперед  на расстояние 3-4 м, спрыгивание со снежного вала или бугорка, прыжки вокруг сугроба на двух и на одной ноге.
  •       Подлезание под ветку, в снежном тоннеле.
  •       Метание в вертикальную и горизонтальную цель, на дальность, метание вверх.

 

Игры на снежной площадке

Во время оттепели, когда снег хорошо лепится, из него можно соорудить снежную крепость, фигуры зверей, снеговика, заготовить снежки для игр с метанием.

Скатай шар.

Играющие делятся на равные возрастные группы,  договариваются о продолжительности игры (4-5 мин) и начинают катать снежный ком, стараясь делать его как можно большим. Выигрывает группа, скатавшая за установленное время самый большой ком.

Попади в колпак.

Заранее лепится снеговик. Ему на голову надевают колпак

(из картона) или корзину. С обозначенного расстояния 2-4 м, в зависимости от возраста играющих игроки по очереди бросают снежки, целясь в колпак. Выигрывает тот, кто попал большее число раз.

Усложнение: не, просто попасть, а сбить колпак для этого надо попасть не в его основание, а в вершину.

Веселые снежинки.

Играющие разбегаются по площадке. Взрослый говорит: "Ветер подул, закружил снежинки" - ребята кружатся на том месте, где их застал сигнал. Взрослый: "Снежиночки, пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть" - малыши приседают. Затем дети снова разбегаются по площадке, игра повторяется.

Трудный переход.

На площадке, где имеется снежный вал, скамейка, снежные бугорки разной высоты (20-30 см, расстояние между ними 10-15 см), детям можно предложить пройти, сохраняя равновесие, по этим постройкам. Обязательно установить направление движения во избежание столкновения.

Накорми медведя (зайца).

Ребята с 2-3 м поочередно метают снежки, стараясь попасть в корзину, которая укреплена в лапах снежной фигуры. Выигрывает, забросивший большее количество снежков. 

Не попади в сугроб.

На площадке насыпается небольшой сугроб или кладется снежный ком. Играющие  берутся за руки, образуют круг, и по команде тянут друг друга на сугроб. Проигравшим считается тот, кто попадет в сугроб или столкнет в сторону ком.

Попади в мяч.

На среднюю линию площадки кладут два мяча (резиновые, волейбольные).

С расстояния 2 - 3 шагов двое ребят стараются попасть снежками и откатить свой мяч за заднюю линию площадки. Выигрывает тот, кто сумеет это сделать первым.

Кто скорей по дорожке.

Из палочек, льдинок выкладывают две-три дорожки к снежному валу (скамейке), шириной 30 см, длиной 3 - 4 м. На снежном валу укрепляют флажки или палочки. Играющие прыгают на двух ногах по дорожке. Выигрывает тот, кто первым допрыгал и взял с вала флажок.

Заморожу!

 Ребята, которые стоят по кругу, прыгают на двух ногах со словами: "Не боюсь, не боюсь!" -  и при этом то поднимают руки вперёд, то прячут их за спину. Водящий, который стоит в центре старается дотронуться до игрока, у которого руки протянуты вперёд, и заморозить (хлопнуть по рукам).

Снайпер.

На снежном валу устанавливают мишени (размером 30 х 30см) - из фанеры по количеству играющих. Перед валом чертят несколько линий на расстоянии      1,5 - 2 - 2,5 - 3м. Ребята бросают в мишени снежки или мячи. Меткий снайпер при попадании отходит назад, на следующую линию. Выигрывает тот, кто окажется на самой дальней - от мишени линии.

Загони льдинку.

В центре площадки обозначен краской круг.  На расстоянии нескольких метров от него стоят игроки, у их ног льдинка. Прыгая на одной ноге, игрок подбивает льдинку, загоняя ее в центральный круг.

Отмечается игрок, который первым загнал льдинку в центр круга и припрыгал на его черту на одной ноге.

Загони шайбу в ворота.

1.Вести шайбу клюшкой в прямом направлении, не отрывая ее от шайбы.

2.Обводить клюшкой шайбу вокруг предметов, поставленных в линию, между ними.

3.Прокатывать клюшкой шайбу друг другу стоя на месте и в движении;

Кто скорее загонит льдинку.

Ребята с линии старта загоняют льдинки ногой, лопаткой или клюшкой на противоположную сторону площадки. Выигрывает тот, кто первым пересечет линию.

Вариант:  загонять  льдинку в лунку, выкопанную в снегу.

Катание на санках.

   Это развлечение пользуется любовью детей всех возрастов.  Спустившись с горки, - ребенок тотчас старается снова подняться на нее.- Он готов кататься непрерывно, затрачивая много энергии и не замечая утомления.

    Взрослым необходимо регулировать физическую нагрузку, учитывая возраст ребенка, его физические силы и возможности. Не допускать излишнего возбуждения, перегревания от непрерывных действий.

Детям следует подсказать несколько интересных игр и развлечений с санками на площадке.

Санный поезд.

 Распределившись парами, дети постарше катают младших вначале по прямой дорожке, затем с поворотами - вокруг сугроба, дерева; - соревнуются в скорости катания. Затем двое малышей везут одного старшего.

Можно соединить, двое санок  - два ребенка сидят на санках, двое везут.

 

Догони.

Ребята толкают санки вперед, бегом догоняют их и встают коленями на катящиеся санки. После овладения этим умением соревнуются: у кого санки проскользят дальше.  

Черепахи.

Играющие делятся на пары, у каждой пары свои санки. Садятся на санки спиной друг к другу, и по сигналу стараются  быстрее доехать на санках до финиша - (5-б м), согласовывая свои действия. Выигрывает пара, первая прибывшая к финишу.

 

   Взрослые помогают детям организовать упражнения и игры с учетом состояния погоды. В холодные дни больше движений, игр-соревнований, и поэтому необходимы игрушки и пособия, стимулирующие двигательную активность (санки, лыжи, клюшки и шайбы, вожжи др.). В тёплую погоду хорошо лепить из мягкого снега снеговиков, снежки, строить крепости и др.

 

 

свернуть